Федеральный закон «О защите прав потребителей» продолжает совершенствоваться. В Госдуме России ведется работа над дальнейшим развитием законодательства в сфере защиты прав потребителей. В 2024 – 2025 годах вступили в силу поправки в федеральный закон, которые внесли изменения в регулирование отношений между потребителями и продавцами. Управление Роспотребнадзора по Томской области подготовило разъяснения по отдельным нововведениям. 

1. Новые правила оказания услуг телефонной (мобильной) связи

В конце 2024 года в силу вступили новые правила оказания услуг телефонной связи, как стационарной, так и сотовой. Закон разграничивает такие понятия как тариф и тарифный план.
Тариф – это сумма оплаты за выбранный тарифный план. Оператор сотовой связи имеет право изменить сумму оплаты тарифа, уведомив об этом абонента за 10 дней. 
Тарифный план (включенные в тариф минуты, смс, ГБ интернета) – это совокупность условий.  Оператор не имеет права изменить тарифный план без запроса и заявления абонента.  
Таким образом, если оператор сотовой связи информирует, что с определенного времени в тарифный план будут внесены изменения, о которых абонент не просил и отключить их  можно до конкретного числа (если они не нужны) – это злоупотребление со стороны поставщика услуг связи.

2. Изменения в части организации общественного питания 

Согласно новым поправкам, обязательно наличие декларации о соответствии пищевого продукта требованиям техрегламентов при оказании услуг питания вне заведения общепита (на вынос по предварительному заказу, например, заказ пиццы, суши и других блюд).  Теперь потребитель вправе потребовать декларацию о соответствии при приеме заказа готового блюда.  Декларация подтверждает пищевую безопасность  приготовленного блюда. 

3. Маркировка товаров 

Перечень товаров, которые подлежат обязательной цифровой маркировке, дополнен в очередной раз. В программу «Честный знак» добавлены несколько наименований одежды (колготки, перчатки, галстуки, носки), консервы, бутилированная вода, корм и лекарства для питомцев, антисептики, велотовары, биологически активные добавки. 
Система «Честный знак» создана, чтобы обеспечить прозрачность товарооборота. Маркировка позволяет отследить кто и когда произвел или импортировал товар в Россию, на каком этапе реализации находится товар. 

4. Приняты новые «Единые правила в области защиты прав потребителей».

Правила действуют на территории России и Беларуси и имеют приоритет в сравнении с местным законодательством. 

По новым Единым правилам потребители освобождены от уплаты пошлины при подаче иска на любую сумму.  Закон «О защите прав потребителей» освобождает потребителей от пошлины только при иске до 1 млн рублей.

По новым Единым правилам самозанятые теперь считаются продавцами/изготовителями/исполнителями (в зависимости от выполняемой деятельности). Теперь на них также распространяется действие Закона «О защите прав потребителей» (ранее самозанятые относились к физлицам и под действие закона не попадали).

В Единых правилах появилось еще одно лицо, к которому потребитель может предъявлять требования в некоторых случаях — поставщик товара. В Законе «О защите прав потребителей» есть импортер, но это более узкое понятие, не включающее в себя организации, закупающие товары внутри страны. 

По любым вопросам, связанным с нарушением Закона «О защите прав потребителей», следует обращаться в Управление Роспотребнадзора по Томской области. Это можно сделать через сайт в разделе «Для граждан», или прийти лично в Управление (пр. Фрунзе 103а).

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: